Виктор Некрасов

Виктор Некрасов

Дата публикации: 20.03.2021

32

Что такое ребрендинг и когда его нужно делать?

Любая компания, которая хочет развиваться и брать новые вершины, рано или поздно придет к вопросу о необходимости ребрендинга.

Идет время, меняются сотрудники, взрослеет аудитория, появляются новые конкуренты и приемы продаж — за активным ритмом жизни и гонкой брендов нельзя просто наблюдать со стороны. Чтобы не пропадать с радаров, нужно принимать изменения и применять свежие идеи в своей работе.

Но ребрендинг компании должен быть оправдан. Ошибочно за него принимают смену дизайна логотипа или носителей фирменного стиля, потому что сначала потребитель замечает именно внешние обновления. Однако ребрендинг — более глобальный процесс в компании, к которому подталкивают и новый подход к ведению бизнеса, и те же тенденции рынка.

В чем суть ребрендинга?Когда он нужен? Что дает бизнесу и как не ошибиться? Во всех этих вопросах мы поможем вам разобраться.


Содержание:

  1. Что такое ребрендинг?
  2. Какие задачи бизнеса может решить ребрендинг?
  3. Виды ребрендинга
  4. Когда стоит проводить ребрендинг и как это поможет компании?
  5. Этапы ребрендинга компании
  6. Возможные ошибки при проведении ребрендинга

Что такое ребрендинг?

Ребрендинг — это качественное обновление бренда. Как итог, мы видим изменения в логотипе, слогане, на вывеске, в рекламе, на сайте, в остальных элементах и носителях фирменного стиля. Но новый дизайн — воплощение внутренних изменений. Ребрендинг подразумевает смену стратегии развития бренда, запуск новых продуктов, изменения в составе менеджеров, новое взаимодействие с аудиторией.

Есть еще понятия редизайна, рестайлинга и репозиционирования. На каждый из них в отдельности тоже иногда вешают ярлык “ребрендинг”, но это не совсем так:

  • Редизайн — это новый внешний вид отдельных элементов бренда. Если упаковка товара начала сливаться с конкурентами на полке, создается новый дизайн в том же фирменном стиле и с той же философией. Или снизились показатели сайта, и одно из решений — обновить дизайн.
  • Рестайлинг — это изменение всего визуала бренда. Но причина здесь не в новых ценностях компании и не в новой стратегии бизнеса. Обновление всей айдентики иногда просто продиктовано трендами дизайна. Допустим, фирменный стиль компании создали с десяток лет назад. Продукты те же, миссия прежняя, только имидж не привлекает. Тогда и обновляется весь дизайн по критериям дня сегодняшнего.
  • Репозиционирование — изменения в характеристиках продукта или пополнение ассотримента товаров. В таких случаях и оформление бренда может приобрести какие-то новые черты, сохраняя прежний курс развития.

Все это можно называть лишь частными случаями ребрендинга, они не заявляют об основательных изменениях. Сам же ребрендинг как раз про структурное обновление, где ставятся новые цели и задачи всего бизнеса.

Какие задачи бизнеса может решить ребрендинг?

Одна компания хочет повысить качество обслуживания, другая — больше продавать, третья — сформировать неповторимый имидж. Эти и другие цели, а также этапы развития, состояние рынка, тренды в момент времени определяют задачи, которые поможет решить ребрендинг:

  • Привлечь новых клиентов за счет выхода в новый сегмент и запуска несвойственной бренду линейки товаров.
  • Изменить класс товаров и услуг — стать либо доступнее большинству людей, либо создавать продукт для ограниченного круга лиц.
  • Догнать и обогнать конкурентов, создав ряд уникальных преимуществ и отличительных особенностей.
  • Освежить бренд, чтобы вернуть интерес аудитории: модернизировать продукт, обновить визуал, интегрировать самые современные технологии.
  • Адаптировать свой бизнес к современным, быстро меняющимся тенденциям.
  • Заявить о новом этапе в жизни компании, новом векторе развития, о смене приоритетов.

Некая общая задача ребрендинга — донести все нововведения до своей аудитории, показать, что компания целиком или частично теперь работает по-новому, предлагает новые продукты или систему обслуживания, иначе смотрит на бизнес и мир в целом.

Виды ребрендинга

У компании может быть и всего одна причина для обновления своего продукта. Но найдутся и бренды, которым нужно проработать весь список задач, оглашенный чуть выше. Поэтому и процесс ребрендинга можно разделить на два вида:

Комплексный ребрендинг

Каждая составляющая бренда попадает под обновление: каталог товаров, корпоративная культура, поведение сотрудников, модель управления менеджеров, идеология. И, конечно же, весь визуальный стиль: от страниц сайта до интерьера офиса.

Если компания приходит к решению о необходимости комплексного ребрендинга, то можно предположить, что есть много невыигрышных позиций и бренду пытаются дать вторую жизнь. По сути, бренд создается заново. Это ответственный шаг — заранее все нужно детально проанализировать, чтобы кардинальное обновление не усугубило ситуацию.

Частичный ребрендинг

В этом случае фундамент бренда сохраняется, лишь на некоторых позициях приходится менять вектор развития и обновляться внешне. Опять же, все зависит от целей, задач и тенденций рынка. Компания может изменить рабочий график и формат обслуживания в пользу комфорта клиентов, и это уже отразится на позиционировании бренда.

Условно сюда же можно включить редизайн, рестайлинг, репозиционирование. Они ведь решают конкретные задачи для бренда, но не посягают на миссию и ключевые особенности. Частичный ребрендинг можно связать и с запуском нового продукта, что тоже подразумевает изменения в структуре и в дизайне.

Когда стоит проводить ребрендинг и как это поможет компании?

Почему вашей компании нужен ребрендинг?

Что получит ваша аудитория от ребрендинга и как это привлечет новых клиентов?

Устроят ли изменения сотрудников и заинтересуют ли новых кандидатов?

Вопросов на повестку можно поставить и больше, чтобы проработать каждый аспект бизнеса. Прежде чем приступать к ребрендингу, надо быть на 100% уверенным в его полезном действии, в том, что он решит нужные задачи, улучшит финансовые и имиджевые показатели. Для обновления бренда нужны весомые причины:

Смена приоритетов

Потребность в ребрендинге компании идет от самых истоков: от философии бренда, целей и ценностей, концепции бизнеса. Когда эти основополагающие моменты получают новое направление, меняется и сам бренд, его позиционирование и оформление.

Смена власти

Ребрендинг может провести и сменившийся состав топ-менеджеров. Они, может, и не поставят под вопрос миссию и главные ценности бренда, но наверняка применят новые методы работы.

Компания поставит перед собой новые перспективные цели, иначе построит работу с клиентами и внутреннюю корпоративную культуру. Это неминуемо отразится на бренде.

Падение показателей

Люди вдруг стали меньше покупать ваш продукт, поток новых клиентов сократился, да и постоянные уже не обращаются. И такое в жизни компаний бывает.

В этих случаях ребрендинг может спасти ситуацию. Но не стоит возлагать все надежды на новый дизайн. Сначала разберитесь, почему эти показатели падают, а клиенты уходят. Истинная причина может крыться не только в устаревшей айдентике. А когда найдутся решения проблем, тогда и пора их грамотно переложить на новое оформление бренда.

Новые конкуренты

В конкурентную борьбу может ворваться дерзкая компания: у нее уникальный подход к работе, совершенно иначе обслуживаются клиенты, процесс автоматизирован. Они не похожи на всех, забирают много внимания, к ним выстраивается очередь.

Это совсем не означает, что пора прощаться с лидерскими позициями. Здесь ребрендинг компании будет кстати. Проанализируйте свой бренд и этих конкурентов, найдите отличия. Определите, чем они цепляют и что можно у них перенять. Добавьте к этому все свои сильные стороны и воплотите в новой концепции бренда.

Новая аудитория

В какой-то момент вы захотите стать полезными новой аудитории или поймете, что необходимо перестроиться. Например, у вас бутик одежды, в котором лучше всего покупают мужские костюмы. И вы решаете сделать салон классической одежды для мужчин. Конечно, нужен и ребрендинг.

Здесь же отметим, что и нынешняя целевая аудитория когда-то станет для вас новой, если не развиваться с ней вместе. У людей меняются вкусы, взгляды, потребности, образ жизни. Чтобы сохранить аудиторию и быть для нее актуальными, придется обновлять концепцию и оформление бренда, даже не раз.

Новая ценовая политика

Стоимость продукта во многом определяет целевую аудиторию бренда, а с ней класс товаров и услуг. Одна компания стремится сделать свой продукт дороже: совершенствует технологии производства, работает над качеством. Когда ей удается достичь результатов, ценник повышается. Или наоборот, компания выпускала продукцию только премиум-класса, а теперь запускает линейку товаров для массовой реализации.

В обоих случаях не обойтись без нового подхода к подаче бренда.

Привлечение внимания

Смена стиля поможет, если бренд немного ушел в тень. Сможете заявить о себе заново, привлечь внимание своей аудитории и новых клиентов, заставить людей обсуждать компанию.⠀

Развитие

Когда ребрендинг проводится качественно и обдуманно, аудитория реагирует чаще положительно. Это показывает, что бренд развивается и следует трендам. Для самой компании это тоже стимул эффективно работать, расти, мотивировать своих сотрудников.

Ко всему еще важно всегда реагировать на движение рынка: периодически появляются новые продукты и совершенствуются прежние, стреляют новые тренды в дизайне — ребрендинг поможет оставаться на волне и не теряться среди конкурентов.

Проанализируем бренд, создадим новую концепцию, разработаем визуальное оформление

Этапы ребрендинга компании

Мы с вами уже прояснили, насколько серьезная и важная штука — этот ребрендинг. Соответственно, и приступать к нему надо, когда есть четкий план и определены основные этапы:

Маркетинговый анализ

К вопросу о причинах неэффективности прежнего бренда: их нужно сначала выявить. Для этого проведите аудит бренда по всем аспектам: рабочий процесс в коллективе, структура и модель управления, взаимодействие с клиентами и партнерами, плановые и фактические показатели компании на дистанции, преимущества и недостатки конкурентов, актуальность концепции и дизайна бренда, конъюнктура рынка.

Усиление позиций

Когда исследования охватили весь бренд, можно определить болевые точки, из-за которых компания теряет свои позиции или не отвечает запросам аудитории и тенденциям.

Если клиенты все чаще уходят из офиса без оформления покупки, возможно, слабо работают сотрудники: не предоставляют качественный сервис, грубо общаются, не призывают сотрудничать. Если товар покупают редко, а конкуренты только успевают пополнять полки, проблема может быть как и в дизайне упаковки, так и в составе или других характеристиках продукта.

Чтобы позиционироваться по-новому, каждую слабую позицию надо сначала отработать в ее сути: обучите сотрудников, повышайте качество продукта, создайте новую стратегию и маркетинговые инструменты.

Новая концепция бренда

Только после всей работы над ошибками можно браться за репозиционирование. С учетом новых подходов к управлению и сервису создается новая концепция бренда. При этом определяются конкретные нововведения, сроки внедрения, перспективные показатели, все затраты на ребрендинг.

Визуальное оформление

Теперь усиленные позиции и новая концепция должны реализоваться в дизайне. Фирменный стиль — это коммуникация с внешним миром: аудиторией, клиентами, партнерами. И все, что вы проработали и сделали лучше, надо донести до людей, качественно упаковать.

Тестирование и внедрение

Все готово, теперь нужно грамотно вывести обновления в публичную плоскость. Все равно остается риск, что и новый бренд не улучшит положение дел и не будет принят аудиторией. Поэтому лучше в тестовых форматах постепенно показывать результаты ребрендинга, следить за реакцией и вносить корректировки.

Возможные ошибки при проведении ребрендинга

Финальным блоком предупредим о возможных ошибках, чтобы снизить риск проведения неудачного ребрендинга:

Потеря ассоциации с брендом.

Все ваши прошлые заслуги ребрендинг может обнулить, если вы поменяли все вплоть до названия и не дали понять аудитории, что знакомая им компания встала на новый этап развития, а не продала офис конкурентам.

Запуск без теста.

Новый формат тоже может не прижиться. Не стоит менять сразу все элементы стиля, это может обернуться большими затратами. Тестируйте стиль, внедряйте постепенно.

Неорганизованный ребрендинг.

Без целей, анализа причин, плана, сроков и чуткого контроля процесс не принесет нужных результатов, а лишь заставит клиентов сомневаться и еще сильнее ударит по бюджету.

Чтобы не допустить этих и других ошибок в разработке, соблюсти все сроки, создать современный бренд и уверенно его презентовать, обратитесь в студию дизайна Veonix. Мы подробно проконсультируем, бесплатно проведем аудит вашего бренда, укажем моменты, которые можно улучшить и поможем эффективно провести ребрендинг.

Телефон: 8 800 222 77 65

Электронная почта: info@veonix.ru