Глоссарий

Алгоритм — определенная последовательность действий, ведущая к прогнозируемым результатам. Является основой любой технологии.

Архетипы — универсальные модели поведения или мотивы, возникающие из коллективного бессознательного. являются основным содержанием религий, мифологий, легенд и сказок. примеры архетипических образов: дракон, герой, мудрец, мать, гедонист.

Архитектура бренда — соподчинение или взаимодействие торговых марок или услуг в рамках одной бизнес-единицы.

Ассоциации — закономерная связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в сознании и закрепленными в памяти.

Бренд — ментальная конструкция — комплекс представлений, ассоциаций, эмоций и ценностных ориентиров в сознании потребителя.

Брендинг — процесс формирования представлений, ассоциаций, эмоций, ценностных ориентиров в сознании потребителя.

Бренд-бук — внутренний документ компании описывающий стратегическую платформу бренда (миссия, ценности, стратегия). Так же бренд-бук может содержать описание использования основных элементов вербально-визуальных средств идентификации.

Бренд-дизайнер — профессиональный дизайнер-график, обладающий необходимым и достаточным объемом компетенций в смежных областях: арт-дирекшен, маркетинг, стратегия, бизнес-моделирование, знающий все составляющие процесса проектирования бренда и свое место в нем.

Бизнес-идея — выражает суть процесса, конечной целью которого является получение прибыли через удовлетворение той или иной потребности людей. Отвечает на вопросы: «что?», «кому?», «зачем?».

Бизнес-модель — метод ведения бизнеса, с помощью которого компания или частное лицо получает доход, чтобы обеспечить себя. отвечает на вопросы: «как?», «каким способом?».

Вариативность — характеристика явления, имеющего разное значение в различных контекстах.

Видение будущего — актуальная информация о том, какой мы видим компанию и ее продукт в обозримом будущем, с учетом меняющейся среды. Является важной частью коммуникационной платформы бренда.

Гайд бук — руководство по использованию визуальных элементов фирменного стиля. Это сугубо технический документ открытого типа, предназначенный для дизайнеров, типографий и рекламщиков. В нём содержится подробное описание элементов фирменного стиля (логотипа, шрифтов, цветов, стилеобразующих элементов), а также сформулированы правила их использования (расположение объектов, цветовые схемы, охранное поле логотипа и т. д.).

Гипотеза позиционирования бренда — предположение о бренде и его уникальной рыночной позиции, созданной на основании анализа возможностей бизнеса, ближайших конкурентов, рыночных трендов и потребностей целевой аудитории.

Дифференциация — придание товару или услуге важных, с точки зрения потребителя, свойств и качеств, отличающих продукт или услугу от конкурентных предложений. «Дифференцируйся или умри».

Емкость рыночной ниши — потенциально возможный объем реализации товара или услуги. Емкость ниши меньше емкости сегмента рынка. По мере заполнения ниши товарами или услугами компаний-конкурентов рыночная ниша может стать рыночным сегментом.

Идентификация — опознание, установление тождественности неизвестного объекта известному объекту на основании совпадения признаков.

Идентичность — тождество, совпадение двух предметов или понятий.

Инсайт — скрытый мотив потребления, сознательный или бессознательный.

Карта позиционирования — способ визуализации понимания целевой аудиторией позиционирования брендов и торговых марок на конкурентном рынке.

Ко-брендинг (совместный брендинг) — согласованное совместное продвижение различных брендов, дополняющих друг друга по потребительским признакам, двумя или несколькими компаниями или физическими лицами.

Маркетинг — выявление или формирование потребительского спроса и его удовлетворение с выгодой для компании.

Метафора бренда — образное сравнение, соединительное звено, переводящее описательную часть бренда в образную плоскость восприятия. Задает направление для разработки визуального и вербального образов компании, продукта, услуги. Имеет три основные разновидности: вербальная, визуальная, объемно-пространственная.

Миссия — высшая цель, напрямую не связанная с извлечением прибыли, роль, которую бренд отводит себе в обществе.

Модель S.C.O.R.E — метод глубинного интервью для диагностики текущего состояния бренда и синхронизации видения будущего бренда внутри компании на всех уровнях принятия решения. Аббревиатура SCORE соединяет в себе следующие понятия: Symptom (актуальное состояние), Cause (причина), Outcome (желаемое состояние), Resource (ресурс) и Effect (эффект).

Мудборд — подборка визуальных образов, в целом характеризующих настроение, эмоциональный фон, стилистическую направленность объекта коммуникаций: целевая аудитория, конкурентное окружение, позиционирование бренда, ценности и характер, метафора бренда, модель и стиль потребления.

Образ — вид, изображение, форма, контекст, в который заключен символ. Идеальная форма отражения явлений в сознании человека.

Платформа бренда — системное описание будущего бренда. Основные параметры: видение будущего, ценности, миссия, позиционирование, стиль и интонация.

Позиционирование бренда — место, эмоциональная ниша, которую занимает компания, товар или услуга в сознании потребителя по сравнению с аналогичными или конкурирующими предложениями. Отвечает на вопрос: кем бы мы хотели, чтобы нас воспринимали?

Потребительский интерфейс бренда — визуальные образы, тексты, звуки, маркеры обоняния и событийный ряд, доносящие до потребителя позицию бренда и комплекс его ценностных ориентиров в соответствии с коммуникационной платформой и ключевой метафорой бренда. Основные элементы потребительского интерфейса: бренд–нейм, слоган, key visual (визуальный образ), фирменный стиль.

Психографика — принцип сегментирования рынка по психологическим признакам поведения потребительских групп, позволяющих выявить ряд связанных между собой особенностей поведения потребителя.

Психотипы — система индивидуальных установок и поведенческих стереотипов, образованная с целью объяснения разницы между людьми.

Разрыв бренда — несогласованность стратегической части бренда и потребительского интерфейса. Происходит когда визуальная часть бренда не является естественным и логичным продолжением стратегической, описательной части.

Рыночная ниша — сегмент рынка товаров и услуг, имеющий перспективы развития и гарантирующий компании потенциальный финансовый успех.

Рыночный тренд — устойчивое движение рынка (тенденция) по восходящему или нисходящему направлению.

Сегментация — разделение рынка на отдельные группы покупателей, обладающих сходными характеристиками или сходным уровнем потребностей, отличными от характеристик и потребностей других аналогичных групп.

Система дизайна бренда (фирменный стиль) — совокупность элементов визуальной идентификации бренда (логотип, цветовые схемы, шрифты и типографика, графический блок и элементы оформления, стиль иконок, фотообразы и иллюстрации) выстроенная в логику взаимодействия со всеми носителями и регламентированная правилами применения.

Слоган — оригинальная вербальная конструкция, в сжатом виде отражающая позиционирование бренда или конкретное коммуникационное заявление.

Стиль бренда — набор словесных и визуальных констант, обеспечивающих единство восприятия товаров, услуг, информации, исходящих от бренда к потребителю.

Суть бренда — кратко сформулированная главная идея бренда, которая должна быть глубоко значимой для определенной целевой аудитории. Является вербальной основой для формирования ключевой метафоры бренда.

Торговая марка — обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное), служащее для индивидуализации товаров или услуг.

Фокус-группа — коллективный качественный метод сбора и проверки информации в однородных потребительских группах, имеющий формат обсуждения с участием ведущего-модератора, и основанный на принципах групповой динамики обсуждения примеров средств коммуникации.

Целевая аудитория — группа людей, объединённая какими либо общими признаками: географическими, этническими, политическими, экономическими, демографическими, психографическими, поведенческими.

Ценности бренда — основные заявления бренда, делающие его уникальным и неповторимым. Совокупность эмоциональных и функциональных обещаний, которые сочетаются в сознании потребителя с товаром или услугой.

Ядро целевой аудитории — собирательный, яркий образ типичного представителя какого-либо институционального сообщества.