Виктор Некрасов

Дата публикации:

139

Основные принципы юзабилити сайта

Основные принципы юзабилити сайта

Основные принципы юзабилити сайта играют важную роль в создании удобного ресурса. Юзабилити (usability) переводится как «удобство использования» и характеризует то, насколько пользователям комфортно взаимодействовать с сайтом, находить нужную информацию, покупать товары, заказывать услуги.

Грамотное юзабилити помогает пользователю ориентироваться на страницах, быстро находить нужные разделы и информацию. Неудачное же путает, приводит к потере клиентов, снижает популярность сайта и бренда. В статье расскажем обо всех принципах, характеристиках и критериях, которые влияют на сайт.

Основные принципы юзабилити сайта — фото 1

Юзабилити

Что такое юзабилити? Это показатель того, насколько легко пользователю найти информацию или выполнить задачу на сайте. Этот термин переводится как «удобство использования». Термин касается всех аспектов взаимодействия пользователя с ресурсом: от грамотной структуры и удобных форм обратной связи до интуитивно понятных кнопок и скорости загрузки страниц.

С термином «юзабилити» связаны ещё два:

  • UX (user experience) ― пользовательский опыт. Отвечает за функционал сайта: то, как клиенты взаимодействуют с ресурсом, и насколько удобен интерфейс. Включает навигацию по сайту, кнопки, поиск, меню.
  • UI (user interface) ― пользовательский интерфейс. Отвечает за вид сайта: дизайн, цвета, шрифты, картинки, анимации.
Основные принципы юзабилити сайта — фото 2

Характеристики

 
Основные характеристики юзабилити помогают оценить, насколько ресурс соответствует ожиданиям пользователей:
  • Простота. Сайт должен быть понятен и не вызывать у клиентов вопросов и сложностей. Информация должна быть простой и лаконичной.
  • Интуитивность. Элементы должны быть расположены логично, чтобы пользователи легко находили информацию.
  • Удобство. Кнопки, разделы и вкладки должны размещаться так, чтобы пользоваться ими было удобно. Клиентам не понравится, если рекламные баннеры будут перекрывать информацию, а части страницы вылезать за экран.
  • Скорость загрузки. Страницы должны открываться за секунды. Чем выше скорость, тем выше вероятность, что пользователь останется на площадке.
  • Адаптивность. Сайт должен корректно открываться на всех устройствах, будь то настольный компьютер, планшет или смартфон.
Основные принципы юзабилити сайта — фото 3

Что если сайт не соответствует принципам юзабилити

 
Неудобство приводит к негативным последствиям для сайта и бизнеса:
  • Ранжирование. Google и Яндекс учитывают юзабилити при ранжировании. Неудобство ведёт к снижению позиций в поисковой выдаче, что ограничивает видимость страниц и снижает объём органического трафика.
  • Трафик. Если пользователям неудобно пользоваться сайтом, они покидают его. Это приводит к высокому показателю отказов, снижению позиций в поисковой выдаче и уменьшению трафика.
  • Продажи. Недоработанное юзабилити негативно сказывается на уровне конверсии. Если клиентам сложно выбрать товар и оформить заказ, они выбирают конкурентов с более удобным интерфейсом.
  • Увеличение затрат на поддержку. Если сайт непонятен, то пользователи чаще обращаются за помощью, задают вопросы или жалуются на неудобства. Это увеличивает нагрузку на поддержку.
  • Снижение доверия к бренду. Неудобные формы, сложная навигация и медленная загрузка страниц вызывают у пользователей негативные ассоциации с брендом, снижают доверие к компании и её продуктам.
Основные принципы юзабилити сайта — фото 4

Принципы юзабилити


В 1990 году специалист по интерфейсам и юзабилити-исследователь Якоб Нильсен предложил 10 правил юзабилити, которые до сих пор актуальны. Они помогают улучшить взаимодействие пользователей с сайтом и сделать его более эффективным.

Разговор на понятном языке и соответствие реальному миру

В смартфоне нет ни часов с шестерёнками, ни телефонных трубок с проводами, но иконки часов и телефона в его меню выглядят именно так. На маркетплейсах нет ни корзинок, ни тележек, но на кнопке с выбранными товарами изображены именно они. Всё потому что элементы хорошего дизайна схожи с жизнью и говорят на языке пользователей. Детали интерфейса должны повторять реальный мир и использовать образы и символы, которые клиенты видят вокруг себя.

Кроме того, тексты на страницах должны быть написаны простым языком. Стоит избегать сложных терминов, жаргона и профессиональных выражений, которые могут быть непонятны широкой аудитории. Чёткие и понятные описания делают ресурс удобнее.

Информирование о состоянии системы

Клиент всегда должен понимать, что происходит прямо сейчас. Важные действия, такие как загрузка страницы, отправка формы, подтверждение брони билета и заказа продуктов должны сопровождаться обратной связью. Например, индикатор загрузки помогает понять, что сайт обрабатывает запрос, а сообщение в приложении доставки «Начали готовить, скоро привезём» — что заказ принят, пиццу уже готовят и скоро принесут. Разговор с пользователем снижает переживания клиентов, а также уменьшает вероятность ошибок, путаницы, вопросов в поддержку.
Основные принципы юзабилити сайта — фото 5

Возможность отменить действие

Пользователи могут ошибаться: случайно удалять аккаунты, вводить неверные номера телефонов, с опечаткой указывать почтовый адрес. Поэтому важно предусмотреть отмену действий. Возможность сделать шаг назад делает процесс комфортнее и спокойнее.

Предотвращение ошибок

Система должна быть спроектирована таким образом, чтобы минимизировать вероятность ошибок. Формы стоит настраивать так, чтобы они проверяли корректность данных ещё до их отправки. Например, в строке ввода номера телефона можно поставить ограничение на ввод букв и проверять, ввёл ли клиент все 11 цифр.

Последовательность и стандарты

Пользователи ожидают, что ресурс будет следовать привычным для них стандартам интерфейсов. Например, в рунете принято располагать корзину покупок в правом верхнем углу, а значит клиенты будут искать её именно там. Также важно, чтобы страницы одного ресурса были похожи между собой. Клиентов сбивают разные цвета, кнопки, шрифты, иконки и термины для описания одних и тех же понятий и ситуаций.

На сайте РосНИИРОС мы расположили элементы на привычных местах: в правом верхнем углу поместили телефон и переключатель языков, в левом — логотип, а в подвале продублировали меню. Смотреть кейс.
Основные принципы юзабилити сайта — фото 6

Узнавание вместо запоминания

Пользователи не должны запоминать большое количество информации. Важно, чтобы основные элементы были видны и доступны. Например, меню навигации всегда должно быть на виду, чтобы клиенты могли быстро переходить к нужным разделам.

Гибкость и эффективность

Сайт должен быть адаптирован к новичкам и опытным пользователям и позволять им выполнять функции разными способами. Например, одни клиенты могут закрывать всплывающие окна, нажимая на крестик в углу окна, другие — кликая на пустое поле вокруг, а третьи — через комбинацию клавиш. Важно сделать так, чтобы всем было удобно.

Эстетика и минимализм

Сложно воспринимать информацию и находить нужное на страницах с большим количеством картинок, кнопок, форм, рекламных баннеров, текстов и анимации. Поэтому дизайн должен быть простым и чистым, без визуального шума и лишних элементов, которые отвлекают внимание. Минимализм помогает сосредоточиться на главной информации и упрощает взаимодействие пользователя с платформой.

На сайте онлайн-школы «Логвартс» мы оставили много «воздуха». Благодаря этому страница с яркими цветами и фотографиями воспринимается легко и не выглядит перегруженной. Смотреть кейс.
Основные принципы юзабилити сайта — фото 7

Помощь с ошибками

Если пользователь ошибся, важно объяснить ему, в чём именно: указать на место ошибки и рассказать, как её исправить. Например: «Неверный формат электронной почты. Убедитесь, что адрес содержит символ @». Чёткие сообщения об ошибках помогут клиенту быстро обновить данные и закончить регистрацию или оформление заказа.

Поддержка и инструкции

Если пользователь сталкивается с трудностями, ему должна быть доступна поддержка в виде оператора, инструкции или подсказки. FAQ (часто задаваемые вопросы) и краткие статьи помогут клиентам быстро разобраться в работе ресурса и решить проблемы.

Эти 10 правил юзабилити, предложенные Якобом Нильсеном, — основа создания удобных сайтов. Соблюдение принципов помогает увеличить видимость страниц в поисковой выдаче, повысить удовлетворённость пользователей, поднять продажи и конверсию.
Основные принципы юзабилити сайта — фото 8

Критерии юзабилити

  
Критерии юзабилити сайта делят на две категории:
  1. Качественные показатели. Структура страниц, правильный контент, грамотность оформления элементов и их соответствие задачам ресурса, отсутствие ошибок (битых ссылок, неправильных редиректов, некорректных страниц 404).
  2. Количественные показатели. Скорость загрузки страниц, время отклика и лёгкость навигации между разделами.
Основные принципы юзабилити сайта — фото 9

Сервисы, которые помогают измерить юзабилити

  
Чтобы понять, насколько сайт отвечает требованиям юзабилити, UX и UI, необходимо тестирование. Провести детальный анализ помогают:
  • Google Analytics. Сервис помогает анализировать поведение пользователей на сайте, выявлять слабые места и оценивать взаимодействие с контентом.
  • Яндекс Метрика. Предоставляет информацию о посещаемости страниц. Создаёт карты, на которых видно, как клиенты перемещаются по ресурсу, что используют, а что игнорируют.
  • Hotjar. С помощью тепловых карт и записей сеансов сервис помогает визуализировать то, как пользователи взаимодействуют с элементами сайта.
  • Crazy Egg. Помогает отслеживать поведение посетителей, фиксировать клики и движения на страницах, выявлять проблемные зоны.
  • PageSpeed Insights от Google. Измеряет скорость загрузки страниц, даёт рекомендации по улучшению производительности сайта.
Основные принципы юзабилити сайта — фото 10

Вывод

Использовать принципы юзабилити надо на самых ранних этапах разработки сайта. Чем раньше разработчик начнёт думать о структуре и удобстве, тем более качественный и продуманный продукт получится. Что, в конечном итоге, положительно скажется на бизнесе.

Мы бесплатно проводим аудит, в котором в том числе проверяем юзабилити сайта. Чтобы заказать анализ, оставьте заявку на сайте.

Логотип студии графического дизайна Veonix