Основные принципы юзабилити сайта
Основные принципы юзабилити сайта играют важную роль в создании удобного ресурса. Юзабилити (usability) переводится как «удобство использования» и характеризует то, насколько пользователям комфортно взаимодействовать с сайтом, находить нужную информацию, покупать товары, заказывать услуги.
Грамотное юзабилити помогает пользователю ориентироваться на страницах, быстро находить нужные разделы и информацию. Неудачное же путает, приводит к потере клиентов, снижает популярность сайта и бренда. В статье расскажем обо всех принципах, характеристиках и критериях, которые влияют на сайт.
Юзабилити
Что такое юзабилити? Это показатель того, насколько легко пользователю найти информацию или выполнить задачу на сайте. Этот термин переводится как «удобство использования». Термин касается всех аспектов взаимодействия пользователя с ресурсом: от грамотной структуры и удобных форм обратной связи до интуитивно понятных кнопок и скорости загрузки страниц.
С термином «юзабилити» связаны ещё два:
- UX (user experience) ― пользовательский опыт. Отвечает за функционал сайта: то, как клиенты взаимодействуют с ресурсом, и насколько удобен интерфейс. Включает навигацию по сайту, кнопки, поиск, меню.
- UI (user interface) ― пользовательский интерфейс. Отвечает за вид сайта: дизайн, цвета, шрифты, картинки, анимации.

Характеристики
Основные характеристики юзабилити помогают оценить, насколько ресурс соответствует ожиданиям пользователей:
- Простота. Сайт должен быть понятен и не вызывать у клиентов вопросов и сложностей. Информация должна быть простой и лаконичной.
- Интуитивность. Элементы должны быть расположены логично, чтобы пользователи легко находили информацию.
- Удобство. Кнопки, разделы и вкладки должны размещаться так, чтобы пользоваться ими было удобно. Клиентам не понравится, если рекламные баннеры будут перекрывать информацию, а части страницы вылезать за экран.
- Скорость загрузки. Страницы должны открываться за секунды. Чем выше скорость, тем выше вероятность, что пользователь останется на площадке.
- Адаптивность. Сайт должен корректно открываться на всех устройствах, будь то настольный компьютер, планшет или смартфон.

Что если сайт не соответствует принципам юзабилити
Неудобство приводит к негативным последствиям для сайта и бизнеса:
- Ранжирование. Google и Яндекс учитывают юзабилити при ранжировании. Неудобство ведёт к снижению позиций в поисковой выдаче, что ограничивает видимость страниц и снижает объём органического трафика.
- Трафик. Если пользователям неудобно пользоваться сайтом, они покидают его. Это приводит к высокому показателю отказов, снижению позиций в поисковой выдаче и уменьшению трафика.
- Продажи. Недоработанное юзабилити негативно сказывается на уровне конверсии. Если клиентам сложно выбрать товар и оформить заказ, они выбирают конкурентов с более удобным интерфейсом.
- Увеличение затрат на поддержку. Если сайт непонятен, то пользователи чаще обращаются за помощью, задают вопросы или жалуются на неудобства. Это увеличивает нагрузку на поддержку.
- Снижение доверия к бренду. Неудобные формы, сложная навигация и медленная загрузка страниц вызывают у пользователей негативные ассоциации с брендом, снижают доверие к компании и её продуктам.

Принципы юзабилити
В 1990 году специалист по интерфейсам и юзабилити-исследователь Якоб Нильсен предложил 10 правил юзабилити, которые до сих пор актуальны. Они помогают улучшить взаимодействие пользователей с сайтом и сделать его более эффективным.
Разговор на понятном языке и соответствие реальному миру
В смартфоне нет ни часов с шестерёнками, ни телефонных трубок с проводами, но иконки часов и телефона в его меню выглядят именно так. На маркетплейсах нет ни корзинок, ни тележек, но на кнопке с выбранными товарами изображены именно они. Всё потому что элементы хорошего дизайна схожи с жизнью и говорят на языке пользователей. Детали интерфейса должны повторять реальный мир и использовать образы и символы, которые клиенты видят вокруг себя.
Кроме того, тексты на страницах должны быть написаны простым языком. Стоит избегать сложных терминов, жаргона и профессиональных выражений, которые могут быть непонятны широкой аудитории. Чёткие и понятные описания делают ресурс удобнее.Информирование о состоянии системы
Клиент всегда должен понимать, что происходит прямо сейчас. Важные действия, такие как загрузка страницы, отправка формы, подтверждение брони билета и заказа продуктов должны сопровождаться обратной связью. Например, индикатор загрузки помогает понять, что сайт обрабатывает запрос, а сообщение в приложении доставки «Начали готовить, скоро привезём» — что заказ принят, пиццу уже готовят и скоро принесут. Разговор с пользователем снижает переживания клиентов, а также уменьшает вероятность ошибок, путаницы, вопросов в поддержку.
Возможность отменить действие
Пользователи могут ошибаться: случайно удалять аккаунты, вводить неверные номера телефонов, с опечаткой указывать почтовый адрес. Поэтому важно предусмотреть отмену действий. Возможность сделать шаг назад делает процесс комфортнее и спокойнее.Предотвращение ошибок
Система должна быть спроектирована таким образом, чтобы минимизировать вероятность ошибок. Формы стоит настраивать так, чтобы они проверяли корректность данных ещё до их отправки. Например, в строке ввода номера телефона можно поставить ограничение на ввод букв и проверять, ввёл ли клиент все 11 цифр.Последовательность и стандарты
Пользователи ожидают, что ресурс будет следовать привычным для них стандартам интерфейсов. Например, в рунете принято располагать корзину покупок в правом верхнем углу, а значит клиенты будут искать её именно там. Также важно, чтобы страницы одного ресурса были похожи между собой. Клиентов сбивают разные цвета, кнопки, шрифты, иконки и термины для описания одних и тех же понятий и ситуаций.На сайте РосНИИРОС мы расположили элементы на привычных местах: в правом верхнем углу поместили телефон и переключатель языков, в левом — логотип, а в подвале продублировали меню. Смотреть кейс.

Узнавание вместо запоминания
Пользователи не должны запоминать большое количество информации. Важно, чтобы основные элементы были видны и доступны. Например, меню навигации всегда должно быть на виду, чтобы клиенты могли быстро переходить к нужным разделам.Гибкость и эффективность
Сайт должен быть адаптирован к новичкам и опытным пользователям и позволять им выполнять функции разными способами. Например, одни клиенты могут закрывать всплывающие окна, нажимая на крестик в углу окна, другие — кликая на пустое поле вокруг, а третьи — через комбинацию клавиш. Важно сделать так, чтобы всем было удобно.Эстетика и минимализм
Сложно воспринимать информацию и находить нужное на страницах с большим количеством картинок, кнопок, форм, рекламных баннеров, текстов и анимации. Поэтому дизайн должен быть простым и чистым, без визуального шума и лишних элементов, которые отвлекают внимание. Минимализм помогает сосредоточиться на главной информации и упрощает взаимодействие пользователя с платформой.На сайте онлайн-школы «Логвартс» мы оставили много «воздуха». Благодаря этому страница с яркими цветами и фотографиями воспринимается легко и не выглядит перегруженной. Смотреть кейс.

Помощь с ошибками
Если пользователь ошибся, важно объяснить ему, в чём именно: указать на место ошибки и рассказать, как её исправить. Например: «Неверный формат электронной почты. Убедитесь, что адрес содержит символ @». Чёткие сообщения об ошибках помогут клиенту быстро обновить данные и закончить регистрацию или оформление заказа.Поддержка и инструкции
Если пользователь сталкивается с трудностями, ему должна быть доступна поддержка в виде оператора, инструкции или подсказки. FAQ (часто задаваемые вопросы) и краткие статьи помогут клиентам быстро разобраться в работе ресурса и решить проблемы.
Эти 10 правил юзабилити, предложенные Якобом Нильсеном, — основа создания удобных сайтов. Соблюдение принципов помогает увеличить видимость страниц в поисковой выдаче, повысить удовлетворённость пользователей, поднять продажи и конверсию.
Критерии юзабилити
Критерии юзабилити сайта делят на две категории:
- Качественные показатели. Структура страниц, правильный контент, грамотность оформления элементов и их соответствие задачам ресурса, отсутствие ошибок (битых ссылок, неправильных редиректов, некорректных страниц 404).
- Количественные показатели. Скорость загрузки страниц, время отклика и лёгкость навигации между разделами.

Сервисы, которые помогают измерить юзабилити
Чтобы понять, насколько сайт отвечает требованиям юзабилити, UX и UI, необходимо тестирование. Провести детальный анализ помогают:
- Google Analytics. Сервис помогает анализировать поведение пользователей на сайте, выявлять слабые места и оценивать взаимодействие с контентом.
- Яндекс Метрика. Предоставляет информацию о посещаемости страниц. Создаёт карты, на которых видно, как клиенты перемещаются по ресурсу, что используют, а что игнорируют.
- Hotjar. С помощью тепловых карт и записей сеансов сервис помогает визуализировать то, как пользователи взаимодействуют с элементами сайта.
- Crazy Egg. Помогает отслеживать поведение посетителей, фиксировать клики и движения на страницах, выявлять проблемные зоны.
- PageSpeed Insights от Google. Измеряет скорость загрузки страниц, даёт рекомендации по улучшению производительности сайта.

Вывод
Использовать принципы юзабилити надо на самых ранних этапах разработки сайта. Чем раньше разработчик начнёт думать о структуре и удобстве, тем более качественный и продуманный продукт получится. Что, в конечном итоге, положительно скажется на бизнесе.
Мы бесплатно проводим аудит, в котором в том числе проверяем юзабилити сайта. Чтобы заказать анализ, оставьте заявку на сайте.