Виктор Некрасов

Виктор Некрасов

Дата публикации: 17.03.2023

33

Основатель цветового нейромаркетинга: новаторские исследования Казимира Малевича

Цвет имеет огромное влияние на психику человека и на все стороны его жизни. Каждый цвет способен вызывать эмоции, на его восприятие также влияет культура общества, опыт и привычки людей. Цвет вызывает воспоминания и создает впечатления. Наши ассоциативные ряды складываются еще в детстве, а потом закрепляются. Именно поэтому психология цвета играет огромную роль в нейромаркетинге.

По официальным данным понятие нейромаркетинга ввел профессор Эйл Смидтсон в 2002 году. Термин определяется как совокупность эмоциональных, психологических воздействий на подсознание покупателей для повышения эффективности методов маркетинга.

Влияние именно цвета на состояние человека впервые осознал Казимир Малевич, основавший направление «супрематизм» в авангардистском искусстве. Написав «Черный квадрат» в 1915 году, он понял, что цвет имеет свое собственное энергетическое содержание, не требующее определенных композиций и форм. Его настолько впечатлила сила и глубина собственной картины, что несколько дней он пребывал в состоянии сильнейшего нервного потрясения. Это и было начало новой эпохи понимания цвета. Малевич провел множество экспериментов о его влиянии на психическое, эмоциональное и физическое состояние человека. Посвятив этому огромное количество времени, он сделал много открытий, являясь, по сути, родоначальником цветового нейромаркетинга.

Влияние рабочего пространства на сотрудников

1. Влияние рабочего пространства на сотрудников

Искусствовед Паола Волкова рассказывает об одном любопытном опыте художника. Малевич наблюдал влияние цвето-кубического пространства на организм женщин, работающих машинистками. Во время эксперимента он несколько раз перекрашивал их рабочие комнаты в разные цвета, рисовал на стенах всяческие геометрические формы, и через какое-то время научился прогнозировать недомогания работниц. Он писал: «У Марии Николаевны насморк начнется через 6 часов, у Елены Михайловны кашель начнется через 2 или 3 часа».

2. Оранжевая спецодежда

Знали ли вы, что именно Казимир Малевич предложил оранжевый цвет формы для работников дорожных служб? Сейчас такое решение полностью обоснованно с точки зрения психологии: оранжевый обладает наибольшей контрастностью среди других цветов, обеспечивая максимальную видимость человека в рабочей зоне. Несмотря на то, что оранжевый является сигнальным цветом, он не вызывает чувство тревоги, как красный, поэтому идеально подходит для спецодежды.

Оранжевая спецодежда

3. Противоречивость белого цвета

Белый всегда считался положительным и нейтральным цветом и ассоциировался с чистотой и добротой. Малевич же утверждал, что белый цвет опасен в больничных условиях, давит на психику и усиливает боль пациентов. Художник предложил не красить больничные стены в белый, а халаты врачей заменить на малахитовые и бирюзовые. По его мнению, эти тона благотворно и успокаивающе действуют на организм человека, способствуя скорейшему выздоровлению пациентов. А теперь давайте вспомним, каким цветом сейчас халаты у врачей-хирургов. Через несколько десятилетий после заявления Малевича было научно доказано, что малахитовые оттенки действительно имеют успокаивающий эффект и снимают эмоциональную нагрузку.

Противоречивость белого цвета

Сейчас воздействие на психику человека посредством цвета является одним из основных инструментов дизайна, и кажется, что так было всегда. На самом деле, это — открытие, результат кропотливой работы и глубокого исследования великого художника.

Безусловно, при разработке графических материалов для заказчиков мы используем принципы цветового нейромаркетинга. Ранее в блоге мы рассказывали про психологию каждого цвета и о том, как попадать в целевую аудиторию, вызывать правильные ассоциации и желание у потребителя познакомиться с продуктом.