Позвонить WhatsApp wh

Напишите нам в мессенджер:

Базовые знания типографики: подбор шрифта и настройка параметров текста

01.06.2022

В тексте на странице сайта или рекламного буклета важно не только, что в нем написано, но и то, как это исполнено. Чтобы текст захотели прочитать и вникнуть в его суть, он изначально должен привлекать внешне. 

Вопросами визуальной составляющей текста и занимается типографика. Ведь, как мы знаем, именно внешние признаки формируют первое впечатление. Они помогают аудитории принять решение, знакомиться ли с контентом дальше или пролистнуть страницу. К текстам это тоже имеет отношение. Как создать визуально притягательный текст, легче понять, разобравшись в основах типографики: какие бывают шрифты, какие параметры можно выбрать и настроить под свои задачи. 

Определяем, что есть что

Прежде чем детально разбирать характеристики и параметры оформления текста, вспомним общие термины в этой тематике, чтобы уместно использовать названия и корректно ставить задачи.

Типографика — искусство оформления текста, совокупность правил, которые определяют использование шрифтов в дизайне. Типографика — процесс, протекающий от набора печатного текста до оформления символов и встраивания в общую концепцию дизайна. 

Тренды и общепринятые нормы в типографике формируются на основе анализа пользовательского опыта, восприятия людьми того или иного оформления текста. Шрифты должны привлекать внешне, не создавать сложностей при чтении, своим оформлением доносить смыслы и даже как-то характеризовать сам бренд и продукт. 

Шрифт — набор букв, цифр, знаков и их композиция; это стилистика символов, в которой создается текст. Один и тот же шрифт может иметь разное исполнение за счет изменения жирности символов, наклона, добавления декоративных элементов. Об этом подробнее поговорим чуть ниже.

Гарнитура — группа шрифтов. Как раз-таки шрифты одной стилистики, но разные по параметрам жирности, наклона объединяются в одно наименование — гарнитуру. 

Выбираем шрифт

Виды шрифтов

Все гарнитуры и шрифты, которые мы видим вокруг, можно поделить на несколько видов, классифицируя по внешним отличительным признакам. Разные виды со временем заняли свои ниши. Каждый из них подходит для определенных обстоятельств: для логотипов, заголовков, текстов в интернете или на официальных бумагах. 

С засечками: шрифты отличаются небольшими линиями, штрихами, на границах символов. За счет засечек как бы рисуется линия строки, что делает текст упорядоченным. Также хорошо отделяются сами символы друг от друга. Такие шрифты используются в книгах или документах. К этой группе относится известный всем Times New Roman. Или, например, Georgia.

Без засечек: их еще называют гротескными шрифтами. За счет отсутствия засечек шрифты выглядят просто и понятно. И если шрифты с засечками в своей стилистике имеют разную толщину линий в символах, то в гротесках чаще линии одинаковы. Текст получается стройным и выверенным. В определенных случаях шрифты без засечек выглядят строго. Хорошо смотряться в минималистичном дизайне, в текстах на страницах сайтов. Шрифты с большой толщиной линий используются в заголовках или других кратких фраза для привлечения внимания. Знакомые примеры — Arial, Helvetica, Montserrat.

Рукописные: каждый легко считает этот вид, увидев его. Такие шрифты максимально пытаются повторить стиль обычного письма на бумаге карандашом, ручкой, пером, кистью и другими приспособлениями. Не рекомендуется использовать для основного текста, даже в рамках одного абзаца их сложно будет прочитать. А вот как элемент дизайна, рукописные шрифты добавляют атмосферности. 

Декоративные: нестандартные шрифты, которые зачастую являются авторской работой дизайнера, воплощением его креатива. К этому виду и не подобрать общего описания. Декоративные шрифты в основном создают логотипы брендов или становятся частью фирменного стиля, но никак не применяются в обычном тексте.

Характеристики шрифта

Гарнитуры шрифтов имеют свои характеристики. Это не настраиваемые параметры, это те отличительные черты, из которых как раз складывается общее оформление шрифта. Кратко их обозначим.

Засечки: наличие или отсутствие засечек — одна из самых заметных характеристик того или иного шрифта. Как выяснили выше, по этому признаку выделяются даже отдельные виды шрифтов.

Жирность: толщина линий в символе. Этой характеристикой все часто пользуемся в текстовых редакторах. Но не то чтобы это мы сами редактируем шрифт, мы лишь выбираем вариант из заданной гарнитуры.

Наклон: по умолчанию все символы со строго вертикальными линиями Но тут, как с жирностью: в гарнитуре может быть вариант наклонного шрифта и курсива. Разница наклонного и курсива в том, что наклонный шрифт полностью сохраняет стилистику, а курсив становится чуть-чуть более рукописным.

Ширина: шрифты различаются шириной символов, растянутостью. Соответственно, бывают узкими и широкими. Сравните, к примеру, пару стандартных шрифтов: Impact и Montserrat.

Контрастность: да, этот термин употребляют не только в обработке изображений. Только здесь контрастностью называется разница в толщине линий, штрихов каждого символа. Вспомните логотип ZARA, там эта характеристика хороша заметна.

Открытость символа: или иначе — апертура. Эта характеристика видна в символах C и G. Чем больше расстояние между крайними точками букв, тем больше апертура.

Настраиваем текст

Выбрав шрифт со всеми подходящими характеристиками и применив к своему тексту, можно, и иногда очень нужно, отредактировать текст. Здесь уже говорим о настраиваемых параметрах, которые помогут сделать текст заметным, читаемым, легким для восприятия.

Кегль — размер шрифта в пунктах. Чтобы задать нужную величину, выбираем или задаем свое числовое значение: 14, 48, 72. Размером выделяют заголовки и подзаголовки, когда ко всему тексту применяется один шрифт.

Кернинг и трекинг — расстояние между символами. Может настраиваться автоматически или вручную. Кернинг — возможность настраивать расстояние между двумя символами, а трекинг — одинаковый выбор расстояния между несколькими символами.

Интерлиньяж — междустрочный интервал, расстояние между двумя строками. Дает возможность исключить “наезд” друг на друга строк или выносных элементов символов. Или наоборот, убрать излишнее пространство между строками.

Так, с помощью подбора шрифтов и настройки текста можно отлично преподнести текстовый контент. Типографика не только помогает встроить текст в общую стилистику и эстетично оформить его. Она может и что-то рассказать о самом бренде: консервативном или современном гибком подходе, об официальности, о статусности, технологичности, креативности, открытости. Через оформление текстов можно передавать смысл не только словами.

Хоть в центре внимания был текст, статья все же про дизайн. В 2020-е типографика все чаще используется брендами в качестве ключевой составляющей фирменного стиля, то есть весь визуальный образ бренда строится вокруг этого. 

Интервалы, толщина линий, открытость символов могут показаться мелочами, которые никак не влияют на восприятие и визуальный образ. Но часто это только на первый взгляд. Наша работа в студии Veonix строится на внимании к каждой детали проекта. Поэтому вы без сомнений можете доверить нам разработку дизайна для вашего бренда.

-->