Виктор Некрасов

Виктор Некрасов

Дата публикации: 01.06.2020

19

Как правильно закончить презентацию

После большой проделанной работы над презентацией всегда возникает вопрос – как и чем правильно ее закончить? И тут многие впадают в ступор, ведь поставить точку нужно грамотно и с выгодой. Иначе зачем это все?)

Ваша точка должна стать многоточием!

Уходить нужно красиво, но, в нашем случае, уж точно не по-английски! Решающее впечатление производит именно финал. Может обернуться так, что безупречное выступление со слабой концовкой совсем не запомнится. А вот самую посредственную презентацию вполне реально спасти интересным завершением.  

Множество презентаций имеют индикатор, с помощью которого понятно, что выступление завершилось - нас всегда благодарят за внимание. Крупным шрифтом. Во весь экран.

Этот ход, пришедший в публичные выступления из научной сферы, настолько распространен, что зачастую считается единственно верным знаком окончания выступления. 

Но так ли это? Ведь поблагодарить публику можно и устно, а не акцентируя внимание целым слайдом. 

К тому же, в завершающем блоке выступления есть важные моменты, на которых стоит сфокусироваться.

Далее мы детально разберем, как все-таки правильно закончить презентацию. 


Содержание:

  1. Какие мысли оставим в конце?
  2. Основные приемы, как закончить презентацию
    1. Подведите итог
    2. Призыв к действию
    3. Контакты и обратная связь
    4. Примените несколько способов завершения презентации
    5. Как еще можно завершить презентацию
  3. Ошибки в завершении презентации

Какие мысли оставим в конце?

Несмотря на то, как стилистически будет оформлена ваша презентация, последние слайды должны нести в себе основные смыслы:

  1. Итоги. В заключении презентации еще раз пробегитесь по основным моментам, которые телепортируют к основной идее выступления, заявленной в начале.
  2. Призыв действовать. Если выступление дает подробное руководство к действию, нужно дать отмашку слушателю для начала этих самых действий.
  3. Обратная связь. Презентуя свой продукт, в конце оставляйте активные контакты для связи, чтобы продолжить общение с потенциальными клиентами.

Основные приемы, как закончить презентацию

1. Подведите итог

Без этого пункта просто не обойтись, особенно в объемных презентациях с большим количеством информации. 

То, как и чем вы закончите выступление, люди запомнят в большей степени. Вы можете долго рассказывать про свою компанию или продукт, со всех сторон раскрывать тему, красиво подавать информацию, в надежде запомниться и быть полезным. Однако если в конце не подведете итоги и не сделаете лаконичные выводы, вы просто оставите людям набор информации, значительная часть которой затеряется.

После разбора всех содержательных моментов, сделайте краткий обзор каждого раздела, создав некую памятку на одном слайде.

Обобщив информацию,  взаимосвязь всех освещенных пунктов будет видна как на ладони, что, в свою очередь, подтолкнет к формированию правильных выводов.

Необходимо лишь емко сформулировать заключение и подать его как нужно вам. Важно построить вывод таким образом, чтобы он четко отсылал к началу и еще раз напомнил об идее, которой вы так горите!

Вот в чем важность подведения итогов: вы раскладываете всю информацию по полочкам, демонстрируете взаимосвязь ее составляющих. А когда добьете это дело крутым выводом, отсылающим к общей идее, – ожидайте приятного эффекта:)

Бинго! Ваш продолжительный монолог удобно устроится в головах публики и не останется только на электронном носителе!

2. Призыв к действию

Теперь самое время превратить аудиторию в ваших клиентов!

Уверены, все участники презентации вместе с вами сделали правильные выводы. Что дальше? А дальше нельзя просто оставить людей наедине с информацией.

И это очень важный момент. В первую очередь, для вас.

Вы выложили внушительный объем полезного материала для потенциальных клиентов. Теперь пора монетизировать свои труды. 

Совершите дружелюбный призыв к действию. Пригласите к сотрудничеству, оглашая возможные выгоды, но не злоупотребляя условиями и прайсом.

Для большего эффекта можно применять дополнительную мотивацию:

  • ограничить во времени принятия решения (One Time Offer) 
“Повышение цены через 24 часа” “Только сегодня цена 5000 руб., вместо 15000”
  • предложить скидку 
“скидка 50% на дополнительные услуги при оформлении годовой подписки”
“для участников вебинара скидка 30%”
  • подарок за взаимодействие с вами
“Напиши нам в Direct, и мы вышлем ссылку на закрытый вебинар”
 “Оставьте заявку и получите чек-лист проверки дизайна вашего сайта”

Чтобы призыв к действию не выглядел слишком агрессивным или, наоборот, сухим и официальным, немного разрядите обстановку. Вот, с помощью чего это можно сделать:

  • Задайте аудитории риторический вопрос про полезность вашего продукта. 
  • Добавьте юмора. Для него всегда найдется место.
  • Поделитесь историей из вашей практики или вовсе приведите в пример бытовой опыт так или иначе подходящий к теме.
  • В красках расскажите о возможностях будущего в сотрудничестве с вами.
  • Добавьте несколько приятных слов о вашем опыте работы с клиентами, показав комфорт взаимодействия с вами.

Важно обязательно донести до публики, что им нужно сделать с полученной информацией, замотивировать их, подтолкнуть к принятию решения. Но всегда помните, что вы должны уважать выбор клиентов, их решения; оказывать необходимую поддержку и давать пояснения в случае возникновения вопросов и возражений.

В данной ситуации могут быть уместными несколько вопросов от аудитории: либо здесь и сейчас, либо в форме получения дополнительной информации и условий после. В этом сможет быть полезен следующий пункт.

3. Контакты и обратная связь

Конечно же, основной вашей целью является продолжение общения после завершения мероприятия. И уже не с публикой, а с новыми клиентами. Не просто общение, а сотрудничество.

И, чтобы не потерять друг друга в этом мире, нужно иметь возможности для обратной связи.

В первую очередь, вы должны предоставить всю уместную информацию о себе и компании:

  • Корректное название компании
  • Фамилия, имя, должность спикера
  • Активные номера контактных телефонов
  • Фактический адрес
  • E-mail
  • Ссылку на сайт
  • Ссылки на социальные сети
  • Визуальные составляющие (фотографии, логотип)

Контакты потенциальных клиентов можно собрать, как вариант, получая фидбек о проведенном мероприятии в виде анкет и опросников, где люди согласятся оставить свои данные.

Либо пообещав прислать дополнительные материалы всем участникам, которые отправят запрос на вашу почту/отметят вас в соцсетях/оставят заявку на сайте.

Целесообразно ваши контактные данные представлять последним слайдом презентации, чтобы они наверняка запомнились публике, и все успели тем или иным образом сохранить их на свой смартфон, переписать в ежедневник или просто сделать фото.

Получить бесплатную консультацию по улучшению вашей презентации вы можете, отправив свой макет нам на почту - info@veonix.ru с пометкой “Бесплатный аудит презентации”

4. Примените несколько способов завершения презентации 

Прекрасным решением будет объединить приемы, которые мы разобрали ранее.  

Таким образом, в завершении презентации вы делаете несколько акцентов на каждую важную мысль. 

Это как сцена после титров в супергеройском кино, она очень хорошо запоминается.

Подводя итоги и обобщая все вышесказанное, формулируете емкий вывод, который будет перекликаться с заявленной идеей вашего спича.

Подытожили. Урок вынесли. Пора прощаться? Нет!

Сделав свое безапелляционное заключение и окончательно указав свою позицию, призываете людей действовать.

Но и это еще не все. 

Чтобы продолжить общение после презентации, людям нужно знать, по каким каналам это можно сделать. Обязательно оставляйте свои контакты, и чем больше вариантов связаться с вами вы предложите, тем больший отклик вы получите. 

Вот теперь и скажите “До свидания!”

Создавая красивый финал презентации, руководствуйтесь всеми основными моментами завершающего блока.

5. Как еще можно завершить презентацию 

Выше мы рассмотрели основные варианты завершения презентации, но не обязательно ограничиваться только ими. Существуют и другие способы, которые помогут красиво закончить презентацию.

  • Вопрос-ответ

В зависимости от целей и направлений вашей презентации, может быть уместным такой вариант, как выделение части отведенного для выступления времени формату живого общения, в котором вы сможете ответить на появившиеся у слушателей вопросы “по горячим следам”. 

Как правило, это происходит в самом конце презентации (никто не запрещает в этот момент оставить включенным слайд с вашими контактами).

Данный способ также может послужить инструментом повышения лояльности и заинтересованности вами и вашим продуктом. Однако, к подобного рода интервью тоже нужно быть готовым!

  •  Вызывающее заявление

Достаточно спорный момент, но, тем не менее, имеет место быть. Такой ход можно использовать для того, чтобы зацепить аудиторию, ярко выразить призыв к действию и твердо обозначить свои преимущества.

“Наше предложение лучшее. От него просто невозможно отказаться!” 

“В сотрудничестве с нами можно изменить мир!”

“Хватит сидеть сложа руки. Пора подниматься и действовать!”

“Не ждите лучшего момента. Его не будет. Начните сейчас. Вместе с нами!”

 

Это что-то из рода проповедей и остросоциальных мотивационных речей. Рисковый шаг. Это либо сильно побуждает людей действовать, либо настраивает диаметрально противоположно. 

Важно верить в себя, в свои силы, в свою команду, в свою работу, и, конечно же, в свой продукт, как это делаем мы, например ;) 

  • Мудрая цитата 

Красиво завершить презентацию и вдохновить публику можно с помощью подходящей цитаты. 

К примеру, правильно подобранное высказывание именитого деятеля или профессионала в определенной сфере, ровно также может подтолкнуть потенциальных клиентов к рассуждениям и принятию решения о сотрудничестве.

Вы (или кто-либо из вашей компании) можете быть и сами авторами подобных слов. Ведь если они проникнут в разум слушателей, это обернется жирным плюсом.

Готово! Теперь вам известны рабочие способы, как правильно завершить свою презентацию.

Но, прежде чем идти выступать, обсудим еще пару моментов.

Ошибки в завершении презентации

Вы подробно разобрали каждую составляющую, которую нужно применить, чтобы красиво завершить презентацию и запомниться публике. А вот теперь следует обратить внимание на некоторые недочеты, чтобы не подпортить впечатление от вашего выступления и не потратить время и силы напрасно. 

  • Затянутая концовка

Не нужно очень долго заканчивать презентацию. Да, вы все делаете с пониманием того, что мало будет закончить выступление традиционным “спасибо за внимание”. Вы пользуетесь правилами построения концовки и доносите необходимую информацию.

Но! Убедительная просьба! Ни к чему вновь разбирать содержательные моменты и перематывать слайды назад, перепрыгивая от раздела к разделу. Да, в заключении необходимо освежить информацию, но в том и суть, что сделать это нужно тезисно и компактно.

  • Большое количество вариантов для принятия решений

Мы уже выяснили, что правильно заканчивать презентацию нужно, подводя итоги и делая соответствующие выводы. Также важной частью является призыв аудитории к действию.. 

Этой возможностью тоже нужно грамотно распорядиться. Мало полезного результата будет, если вы закидаете публику большим количеством возможных решений и предложений. Это рассеет их внимание и лишь усложнит ситуацию. 

Сформулируйте один сильнейший оффер, от которого будет очень сложно отказаться, и результаты вас удивят!

  • Продажа раньше времени

Нецелесообразно переходить к продаже, когда публика еще не получила нужный объем информации по продукту или услуге и попросту не готова общаться по заданной теме.

В общем, неспроста продажу в виде призыва к действию оставляют на самый конец, когда оглашены абсолютно все моменты и аудитория “разогрета”. 

  • Конец презентации не соответствует теме

Иногда в процессе презентации спикер так далеко уходит от темы, что может закончить свое выступление совершенно другой мыслью. Это очень плохо, потому что поставленные цели презентации не будут достигнуты.

Получится не очень результативно, если вы полчаса будете рассказывать инвесторам про свой стартап в области здравоохранения, а выступление закончите мыслью о том, какой вы классный маркетолог и как круто вы настраиваете рекламу в Инстаграме. Инвестиции вы так точно не привлечете.

Вот и развязочка!

Уверены, с учетом всех рекомендаций, грамотно выстроенный финал вашего выступления даст старт для начала нового сотрудничества!

И, конечно же, мы готовы оказать профессиональную помощь не только в завершении презентации, но и в создании ее “под ключ”:

Телефон: 8 800 222 77 65

Электронная почта: info@veonix.ru

Спасибо за внимание!;)